Обретение смысла

Вечный мир в творчестве Сергея Симакова

Сергей Борисович Симаков одарен совершенно удивительной судьбой. Именно поэтому близкие и друзья всякий раз особенно чутко прислушиваются к его словам, пристально всматриваются в его картины, не переставая     восхищаться его делами и поступками.

            Рожденный в 1949 году, он вошел в первое послевоенное поколение, принявшее от своих родителей и страны всю силу горечи потерь и одновременно надежд на мирное процветание.

            Его отец-фронтовик начал служить в армии в 1940 году в Ленинграде, пережил блокаду, а после выхода из госпиталя продолжил воевать артиллеристом на бронепоезде «Иосиф Сталин». По окончании войны закончил ВУЗ, аспирантуру и свою новую жизнь посвятил семье и работе в системе высшего образования  в Томске, затем в Воронеже.

            Мама, коренная москвичка, переезжала вслед за мужем по стране, получала высшее образование в ВУЗах трех городов и растила двоих детей. Последние двадцать лет  бережно помогала сыну устраивать выставки  и активно участвовала в жизни прихода церкви Михаила Архангела что в бору, настоятелем которой теперь является ее сын.

            Сергей с детства увлеченно занимался скульптурой, живописью и рисунком. Окончил знаменитый Московский архитектурный институт, встретил там будущую жену – Елену.

            Стал не архитектором – художником.

И пошел в жизни дорогой, где с самого начала было предельно мало конформизма.

Сейчас он вспоминает, что основной  проблемой создания семьи были неуверенность в будущем и страх стать репрессированным: Симаков передавал письма Солженицына, входил в группу 20 московских художников, ставшую всемирно известной после выставок на Малой Грузинской улице в семидесятые годы XX века. Этот период творчества художника отражает интерес к авангарду как нарушению жестких канонов «социалистического реализма» в живописи.

Дорога жизни неожиданно повернула в 1983году.

Тогда для летней мастерской Сергей и Елена купили старый дом под Угличем в деревне Загайново. Особенно им понравилось то, что в глухом лесу стояла церковь Михаила Архангела. У ее стен – старый погост, а на одной из могил – крест с надписью, повествующей о кровавых событиях, разгоревшихся здесь в 1610году.

Это необычное место и изменило судьбу художников Симаковых, искренне проникшихся Православием.

Однажды в московском метро они повстречали приятеля-художника, ставшего, как выяснилось, священником. Приятель оказался уже известным к тому времени в Москве О.  Геннадием – настоятелем Храма Вознесения Господня, что напротив Московской консерватории. Тесно общаясь с отцом Геннадием, художники сначала крестились, а затем и обвенчались.

Все дольше и дольше задерживаясь в Загайново, супруги стали помогать в полуразрушенном храме настоятелю отцу Иоанну по службе и в делах хозяйственных: художник – пономарем, жена – чтецом и псаломщицей. Храм прихожане не особенно баловали вниманием. Часто на службе бывало всего три человека: они да отец Иоанн.

В искусстве нередко мотив отречения от земных благ связан с образом дороги, а путь символизирует нравственное преображение. Работы последнего периода творчества художника целиком посвящены именно этой теме. Теперь его интересует движение не физическое, а духовное. Именно в этом выражается кредо художника, который пытается увидеть смысл человеческой жизни в контексте вечного мира. Православные святые и мученики – главные персонажи его замечательных полотен, посвященных судьбе России, издревле почитавшей духовный подвиг человека самым совершенным.

В период с 1984 по 1991 годы Сергей Симаков написал маслом девятнадцать картин довольно большого формата, сложившихся в выставочный проект «Под Благодатным Покровом», объехавший всю страну с благотворительной целью возрождения храма Михаила Архангела что в бору.

Так получилось, что со временем супруги постепенно стали менять место, изменившее их. Они почувствовали свое предназначение в том, чтобы возродить славу этой святой обители.

8 марта 1991 года Сергей Борисович закончил свою последнюю картину «Соловецкие святые» и уехал в Ярославль учиться новому делу – священству. В этом же году архиепископ Ярославский и Ростовский владыка Платон рукоположил Сергея Борисовича в священники.

Четыре года, пока не появилась первая лошадь, настоятель  храма вместе с матушкой пешком ходили на службу и обратно – почти восемь километров в день.

В 2004 году отец Сергий возведен в сан протоиерея. Его супруга незадолго до своей кончины († 24.09.2004) приняла монашеский постриг с именем Анна. Прошел год, и отец Сергий также принял монашеский постриг с именем Рафаил, постригал его владыка Кирилл.

Основное собрание своих работ художник передал в дар Угличскому государственному историко-архитектурному и художественному  музею (УГИАХМ), где они находятся в специально отведенном для них здании, в центре Углича.

Святая обитель возрождается: возводится фундамент монастыря. Сюда едут и едут люди. Окружающая церковь земля поступила в церковное владение. Отреставрирована церковь, отреставрирована 40-метровая колокольня ряжом с ней. Работает пилорама. Строятся дома, скотные дворы. Здесь, как и когда-то прежде, находят приют скитальцы. А художник, когда бывает время, работает над монументальной росписью храма и создает для него иконы.

В течение последних четырех лет пристроены к храму придел в честь зачатия праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы, ризница, котельная, что храм, в котором всегда достаточно прохладно мог прогреваться.

В это же время в деревне Загайново, где и по сей день живет отец Рафаил, строит церковь. 14 июля 2012 года она была освящена в честь митрополита Филиппа, связь с которым батюшка чувствует в течение всей своей жизни.

Теперь он служит не музе – Богу.

 

 

Комментарии: 2

  • loading
  • #2

    Оля (Воскресенье, 12 Январь 2014 18:50)

    Зашла тихонечко к Вам Предтеча,
    Позвольте помолится у святого истинного
    Вечно..
    Позвольте трепетно в поклоне поклониться
    Перед Господом Творцом,
    Увидеть Радость словно прадеда
    Рука ваяет Божий Дом,
    Как раньше роспись стену,
    И молитва, где подмастерье уже
    Ни битва...
    Где лишь тихо стенание слеза святая,
    Елей картины Вечностью питает,
    А для меня они Иконы плачут свято,
    Как слезы моих деток,
    Или женщины родной
    Ни грановитая палата...
    Ни та богема вдохновения,
    А во духовности стенания Прозрения...
    Как первый вздох младенца
    И крещение родного,
    Вот смысла виденного пред
    Творением Господа Святого...
    Молюсь течет слеза святая,
    Как истинность родное согревает,
    Как вдохновляет кисть творить,
    Олива Вечная должна Вас вдохновить,
    Как трепет сердца и жена и звуки,
    Иларионовы шаги и монастырь
    Пустынки трепета разлуки,
    Стенания годы, плач Отца
    Живое и родное во прекрасности Творца,
    И первым истинным родным прекрасным
    Рассветом небо отражает чувство,
    Как иконы Ваши дышат живо,
    Мироточит небо во дожде,
    А сердцу благославение оно ни лживо.

    Господи спаси и сохрани нас грешных.

  • #1

    Дробная Елена Валериановна (Суббота, 03 Август 2013 11:37)

    Здравствуйте, Отец Рафаил!


    Меня зовут Дробная Елена Валериановна, живу в г.Чита Забайкальского края. По образованию учитель русского языка и литературы, с прошлого года преподаю детям основы религиозной (православной) культуры. С введением этого курса многие педагоги столкнулись с тем, что материалов справочного и общедоступного характера по этой теме очень мало. Поэтому, при поддержке нашей Епархии был выпущен целый цикл брошюр в помощь учителям. Мною была написана учебно-методическая брошюра "Современные православные художники", в которой рассказывается и о Вашем творчестве. В дальнейшем эта брошюра переросла в научную работу - кандидатскую диссертацию по культурологии.
    Будучи человеком православным, для написания научной работы я взяла тему о наполнении современными православными художниками своих картин духовными смыслами иконы.
    Чтобы подтвердить это положение, необходимы примеры. Но в связи с изменяющимися требованиями к содержанию научной работы может оказаться, что без Вашего официального разрешения на приведение в качестве этих примеров Вашего творчества, обращение к Вашим работам для подтверждения или опровержения каких-либо положений будет невозможно.

    Поэтому я обращаюсь к Вам с просьбой разрешить использовать Ваше творчество для написания научной работы. Очень надеюсь на положительный ответ и помощь. Со своей стороны обязуюсь держать Вас в курсе работы и предоставить автореферат.

    С уважением. Елена Дробная.